Славянские обереги на предметах быта
Мой дом – моя крепость. Поговорка английская, а вот верна, пожалуй, в любом уголке нашей планеты, а в отношении дома наших предков-славян уж и подавно. Крепость старославянского дома достигалась не только прочностью стен и крыши, но и оберегами, которые в нем можно встретить повсеместно.
Охранные орнаменты и узоры всегда присутствовали в наличниках, подзорах крыш и причелинах. Обережная вышивка в одежде не только украшает, но и защищает своего хозяина. Магические орнаменты покрывают предметы быта старославянской избы – мебель, посуду, утварь.
Обережные символы на предметах быта
Говоря современным языком, функциональное назначение обережных символов на предметах быта праславян совпадает с назначением орнаментов на внешней стороне жилища. Предназначены эти символы для охраны жильцов дома от негативной энергетики. Но если внешние обережные знаки охраняли дом и его жильцов от нечистой силы за пределами дома, то росписи на утвари предохраняли домочадцев от тех, кто пересекал порог жилища.
В русской избе испокон веков матица была важным рубежным элементом, поэтому даже в христианские времена на ней всегда присутствовал солярный знак, шестиконечного или восьмиконечного креста, с ромбами, символами поля, по бокам. Эти изображения схожи с той картиной неба, которая располагались на верхней части наличника. Но, в отличие от него, на матице не изображались водные знаки «хлябей небесных», поскольку для жилища они были неприемлемы и заменялись символами вспаханной земли. Изображая солнце на матице, наши предки хотели, чтобы оно всегда светило домочадцам.
В дохристианские времена красный кут был алтарем для «кутного бога», впоследствии на его место наши предки стали помещать домашнюю икону. Боги поменялись, а вот рушники, украшавшие алтарное место остались с языческих времен и символы на них до сей поры вполне языческие – Макоша, Лада, Леля.
Доски кутного угла тоже покрывались символикой языческой магии. В поселениях русского Севера сохранились доски киота сплошь покрытые резными символами, относящимися к культу «белого (дневного) света» и солнца. Они содержат в себе солярные знаки движущегося солнца, «белого света», ромбы вспаханной земли, волнистые и капельные водные знаки.
Предметы быта древних славян служили не только хозяйственным целям, но и часто бывали атрибутами магических обрядов. Поэтому почти все, что находилось в доме наших предков – ушаты, квашни, ведра, прялки — все было орнаментировано.
Обережная символика на мебели
Не имел обережной символики стол, обычно покрытый вышитой скатертью, и печные принадлежности, которые согласно нашим сказкам и преданиям имели привычку связываться со всякой нечистью.
Не обходилась без защитной резьбы или росписи и мебель, призванная не только служить хозяевам, но и оберегать их от потусторонних сил и дурного глаза.
Особое внимание древние славяне уделяли обустройству детской колыбели. Ее охранные орнаменты всегда содержали знаки солнца, расположенные, как правило, ниже линии горизонта, ведь основная защита младенцу требовалась в наиболее опасное, ночное время. Семья ночью спит, а ребенка стерегут обереги, изображенные на люльке. Такое расположение солярных знаков свидетельствует о том, что древние славяне знали, что зайдя на закате за горизонт, солнце из мира не уходит и с восходом появится снова.
Как известно, шкафы были не свойственны традиционной русской избе. Но были настенные полки, украшенные резными фигурками в виде конской головы.
Подобное украшение имели лавки, в особенности хозяйское место. Хозяин зажиточного новгородского дома мог позволить себе отдельное кресло, спинка которого имела резбленный орнамент, состоящий из трех солярных знаков, обозначающих солнце в положении восхода, зенита и заката, символов «хлябей небесных» и вспаханной почвы.
Обережные знаки, разумеется, были на предметах, предназначенных для сбережения хозяйского добра. Сундуки и сусеки расписывались знаками солнца, белого света и символами плодородия, позволявшими сберечь и приумножить их содержимое.
Орнаменталистика скрынь содержала в себе, как правило, солярные знаки с тремя темными и тремя светлыми лучами, подразумевавшими дневное и темное, ночное солнце.
Обереги на кухонной утвари
Кухонная утварь расписывалась знаками, символизирующими изобилие. Свои короба и туеса древние новгородцы украшали сплошной резьбой, содержащей ромбы вспаханной земли и квадраты засеянного поля. Такая резьба должна была обеспечить возобновление и полное заполнение емкости для хранения продуктов.
Водяные волнистые знаки по краю глиняных чаш и горшков имели подобный смысл — «да будет полон этот сосуд», ведь для приготовления что каши, что похлебки в горшке требовалась вода. Ложки и черпаки также содержали пожелание полного наполнения и украшались волнообразными орнаментами, расположенными ближе к ручке.
Тарелки и чаши, из которых ели славяне, включали в себя обережную символику, чтобы пища по дороге от печи до стола не попала под влияние злых духов.
Соль для наших предков была редким и особо ценным продуктом, поэтому солонки было принято богато орнаментировать знаками солнца, земли, «белого света» и фигурками в виде конских голов.
Наиболее богатое украшение имели пиршественные кубки, ендовы и ковши. В их орнаментах можно встретить солярные знаки, символизирующие передвижение светила по небосклону, в соседстве со своими возницами – конями и водоплавающими птицами. Ручки ковшей покрывались узорчатыми изображениями солнца и лошади (дневной путь светила) или солнца и утки (ночной путь светила).
Следует отметить, что движение солнца на столовой посуде чаще всего изображалось не тройным символом солнца, а фигуркой его волшебного спутника – в дневное время конь, в ночное время – утка, гусь или лебедь. Так, на свойственных языческим временам сосудах в виде утки на ее «груди» всегда красуется знак солнца.
Изображение перемещения светила по небу и земли присутствует и на лопатках прялок. Этот предмет был не только в домашнем обиходе, с ним славянки ходили на женские посиделки. В XIX в. на прялках стали изображать фигурки людей – самих прях, молодых гуляющих парочек, всадников, но обереги в виде ночного, дневного солнца и «белого света» на них все равно присутствуют.
Как видим, на предметах быта наших предков суточный круговорот светила является главным атрибутом обережной славянской росписи. С ее помощью наши пращуры пытались уберечься от леших, упырей, навий и прочих злых духов, старались привлечь в свой дом тепло солнца, благополучие и здоровье для домочадцев.
- Обережная символика внешнего убранства древнего славянского дома.
- А тут вы можете узнать, что крылось за каждым элементом старинного жилища.
- О традиционной орнаменталистике вышивок.
- Расшифровка символов славянских оберегов.
Елена Степанская, © zakustom.ru
Очень интересный материал!
Только я пока не слышала про «Орнаменталистика скрынь». Могли бы Вы пояснить, что это значит?
Скрыня — старославянское слово, в данном контексте употребляется в значении «сундук», производное от слова «крыть», т.е. прятать
Орнаменталистика — роспись
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BD%D1%8F