Символика в резьбе по наличникам

Чем славится традиционная русская изба? Что притягивает взгляд в ней в первую очередь? Правильно, окно с резбленной вязью великолепных наличников! Думаете, это всего лишь элемент декора? Так, да не так.

Чтобы понять, для чего древние мастера-резчики передавали из поколения в поколение элементы узоров и технику исполнения резьбы в традиционном русском деревянном зодчестве, давайте разберемся, что представляло собой окно для наших предков.

Узоры в резьбе наличников

Окно в русской избе

Чем бы не занимались наши пращуры, они всегда вкладывали в это не только практический, но и, прежде всего, духовный смысл. Окна в том виде, в котором мы их привыкли видеть, в русской избе появились не так уж и давно, в XVIII-XIX веках. В это время стало доступным остекление оконных проемов.

А до этого периода наши предки обустраивали свои жилища так называемыми небольшими по размеру волоковыми оконцами. Прорубали небольшое отверстие в двух смежных бревнах и запирали его изнутри деревянной задвижкой – дощечкой.

Окружающий мир, солнце, деревья, небо, луну и звезды они, так же как и мы, сегодняшние, видели через окно. Но, в отличие от нас, этот атрибут жилища для наших предков был рубежом, одновременно связывающим и разделяющим семью с внешним реальным, потусторонним миром и Богом.

  • Через окно люди получали самые важные известия, ведь вестник не имел времени на то, чтобы пройти в дом.
  • Через окно подавалась снедь колядникам, приносящим благую весть о том, что наступило рождество.
  • Через окно подавали милостыню.
  • Через него выносили мертвых детей, которых не успели покрестить.

Таких рубежей, отделявших внутренний мир от внешнего, в традиционной славянской избе было несколько:

  • ворота,
  • дымоход,
  • порог,
  • матица.

Все важные элементы дома подробно описаны в нашей предыдущей статье. А здесь мы хотим разобраться, о чем же хотели нам поведать наши предки, создавая наличники, какой смысл они вкладывали в резные фигурки на них.

Славянская изба с узорами на окнах

Резьба наличников

Первые наличники появились задолго до появления стеклянных окон. И носили они поначалу защитную, обережную функцию. Орнамент древних наличников совпадает с орнаментом досок по краям избы (причелин) и подзоров крыш. Поэтому до сей поры в этнографических музеях можно увидеть фрагменты старинных узоров, содержащие архаичные символы, направленные на то, чтобы уберечь семью, проживающую в этом доме и привлечь в него благосостояние.

Обережные символы можно встретить не только в традиционном русском деревянном зодчестве, но и в элементах росписи, ткачества, вышивки и традиционных предметах славянского быта.

Со временем деревянная орнаменталистика стала приобретать свойства декора, обрастая новыми замысловатыми элементами. Но, следует учесть, что при этом древние, обережные символы не были утеряны и в обязательном порядке присутствуют в филигранных резных узорах. Зачастую, мастера передавали своим ученикам традиции орнаментальной резьбы по дереву, даже не догадываясь о том глубоком смысле, который заложен в них.

Для того чтобы понять символику резьбы наличников, давайте разберемся, из каких элементов состоят наличники. Оказывается, они отображают картину мира в представлении наших предков-славян.

Верхняя часть наличников являет собой небо, состоящее их двух уровней. Верхний уровень называли «небесной твердью», а нижний – «хлябями небесными». Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши, а вот под хлябью понимали живительную, плодородную влагу, принимающую вид волнистой линии или полукружий. Последние символизировали грудь питающей землю богини плодородия.

Большая советская энциклопедия трактует хлябь как «бездну, водные глубины, глубь». В конечном итоге небеса для древних славян являлись источником света и влаги. Стекающие вниз капли и точки также являются символами хлябей, их можно встретить в орнаментах боковых наличников.

Символом тверди земной была, соответственно, нижняя часть наличников. Вспаханное поле на них изображалось в виде ромбов с точками внутри, а засеянное – в виде пересекающихся двойных полос. Боковые части наличников мастера резьбы по дереву называли «полотенцами».

Четыре компонента наличника – боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место.

Солярные символы в наличниках

Все четыре компонента в обязательном порядке содержали в себе изображение солнца. Самым частым солярным символом является ромб, размещенный чаще всего сверху, слева и справа от окна. Встречаются наличники, содержащие этот символ и в нижнем компоненте. Это говорит о том, что наши предки считали, что солнце огибает землю каждые сутки в течение года.

Однако, удлиненный ромб, расположенный внизу наличника, символизировал поле. Существуют композиции, составленные из нескольких солярных ромбов в верхнем компоненте наличника. Пятикратное изображение светила в виде ромба, окруженного четырьмя окружностями, означает солнце и его перемещение относительно небосклона на протяжении года. Иногда центральное изображение солнца может отсутствовать.

Часто в верхней части наличника образ солнца представлен в виде круга с равносторонним крестом или точкой, «небесным глазом», в центре либо в виде солярной розетки.

В центре навершия можно встретить еще один солярный символ – небольших размеров полудиск с расходящимися в разные стороны лучами.

Эти символы для древних славянских народностей были самыми надежными, мощными, дающими жизнь, свет, тепло и урожай оберегами, защищающими от всяческих бед и нечистого. Эти образы остались с языческих времен, когда славянские народности считали Солнце (Дажьбога) высшим центральным божеством.

Как видим, солярные символы не только оберегали жилища наших предков от негативной энергетики, но и отображали модель мироздания в древнеславянских представлениях. Центром этой модели всегда было солнце как наивысшая сила, позволяющая роду человеческому продолжаться в новых и новых поколениях.

Однако, в ХХ веке с приходом советской власти древнюю славянскую символику пытались всячески искоренить, трактуя солярные изображения как «цветочек», или вовсе, заменяя их пятиконечной звездой.

Громовые знаки в деревянной резьбе

Неизменным атрибутом Даждьбога в славянской мифологии всегда был знак грома — Перуна. Как правило, он представлял собой шестиугольную звезду, вписанную в круг. Существует разновидность этого знака в виде восьмиугольной звезды. Перунов знак именовали еще громовым колесом, коловратом или перуновым колесом.

Громовые символы в наличниках служили оберегом от гнева Перуна – попадания молнии во время грозы в избу. Кроме этого, Перун-Громовержец олицетворял собой воинскую доблесть и мужество, поэтому часто служил оберегом для русских воинов в виде изображений на шлемах и нагрудных доспехах. В картинах мироздания, рисуемых на наличниках, громовой знак говорил о смене дня и ночи.

Кони и птицы на наличниках

Старинные наличники несут в себе изображения не только высших сил, но и мифологических животных, сопровождавших эти самые высшие божества. Древние люди полагали, что Даждьбог по небосклону несется на колеснице, в которую впряжены либо великолепные кони, либо гуси-лебеди. Солнце поднимали на небосклон волшебные кони, а в ночь уносили их антиподы – птицы. Поэтому часто верхний компонент наличника может содержать весьма реалистичное изображение коня, а вот изображения лебедя фигурирует в нижней части наличника.

Некоторые источники утверждают, что изображение коня объединяет в себе образ Даждьбога и Перуна. Ведь это животное для наших предков являлось синонимом ветра, воды, молнии и света. Парное изображение лошадей говорило о преемственности, цикличности событий в природе, замене старого новым, наступлении возрождения после смерти.

Наиболее распространенным является расположения пары коней по обе стороны от солярного символа. Причем, изображения животных всегда «смотрят» в разные стороны, говоря о неразрывности прошлого и будущего.

Ящер в узорах наличников

Ящер – это божественный представитель либо подводного, либо подземного мира. Наиболее часто в деревянной резьбе наличников он фигурирует в виде ящерицы или дракона, схожего на крокодила — морда у него вытянута, глаза щелочки, лапки короткие, хвостик длинный, по бокам крылышки.

Дракон-ящер – это герой новгородской мифологии. Именно ему поклонялись вольные новгородцы, пока не пришла «мода» на Перуна. К Ящеру, владыке царства подводного, попал в гости знаменитый купец, великолепно владевший гуслями, Садко.

Культ Ящера, ответственного за урожайность и плодородие, был наиболее распространенным среди древних народностей, населявших северо-западные земли России, богатые водными водоемами и путями. Именно поэтому Ящера чтили рыболовы и купцы, использующие водные тракты для транспортировки продукции на «выторг». Ящер мог накормить местные племена рыбой, или оставить их без улова, мог пропустить по водной глади ладью торговую, а мог и разгневаться, шторм поднять и к себе забрать вместе с путниками.

В росписи наличников обычно фигурирует двойное изображение этого божества. Двойственность объясняется тем, что на западе Ящер забирает в свое царство Солнце на ночь, а к утру возвращает его людям, но уже на востоке. Однако, в мифологических представлениях наших предков «бог-коркодел» един и ему не свойственно двоение. По этой же причине встречаются изображения божества с раздвоенной мордой в противоположных частях двустороннего тела.

В некоторых поселениях Ящер заведовал не только подземными водами, но и хлябями небесными. Поэтому там образ этого божества можно встретить в верхней части наличника над солярным знаком. Считается, что Ящер таким образом охраняет Солнце в наиболее опасное ночное время.

Узор змеи на наличниках

Есть еще одно животное, которое включалось в обережную символику резных наличников. Речь идет об ужах-господариках, помогавших нашим предкам оберегать урожай от нашествия грызунов. Кроме того, змеи для праславян были тесно связаны с дождевой водой и, соответственно, с плодородием.

Чаще всего в деревянной резьбе встречаются господарики в виде сплетенных в спираль двух змеек с головами, смотрящими в разные стороны возле изображений женских грудей. Это свидетельствует о неразрывной связи земного плодородия с небесной влагой.

Волшебный бык на наличниках

В узорах наличников можно встретить букву V, являющуюся схематичным изображением бычьей головы. Бык для наших предков являлся священным, связанным с огнем и солнцем, животным. Этот древнейший символ был заимствован ими в индоарийских верованиях, в которых диск солнца является глазом огненного небесного быка.

Существуют заметки секретаря византийского полководца Велизария (490-507 гг.н.э.) Прокопия Кесарийского, повествующие нам о том, что древние славяне приносили на заклание священного быка богу огня Перуну.

Интересно знать
Праздник жертвоприношения богу Громовержцу у восточных славян совпадал по времени с днем св. Ильи Пророка. Именно этот святой стал для наших предков преемником Перуна. Южные же славяне считали могучего быка, вола или буйвола опорой тверди земной.

Но традиция жертвоприношения священного быка Перуну существовала среди всех славянских народностей. Жертвенного быка откармливали всей общиной, затем мужская часть населения собиралась на пир, братчину, на котором быка закалывали, мясо съедали, а кости, приносящие удачу, сберегали.

Например, олонецкие охотники полагали, что кости «ильинского» быка способны утроить добычу, поэтому во время братины старались обязательно взять кусок мяса с костью. На орловщине кости жертвенного быка было приято закапывать в хлеву, чтобы сохранить домашний скот в целости и сохранности.

В наличниках символ быка присутствует заключенным в солярном знаке, и символизирует силу исходящих от солнца лучей.

Лебеди в деревянной резьбе

Следует отметить, что схематизированные, подобные быку, символы трудно поддаются трактовке, поскольку имеют самые древние корни и зачастую за многие века адаптированы под конкретные народности, их использовавшие. К таким узорам культурологи относят изображения, сходные с литерой «S».

В скифо-сарматский мифологии это символ солнца и огня, выступающий в роли солнечного луча. Эта буква в деревянном зодчестве встречается либо самостоятельно, либо в паре с солярными символами. Как правило, в древнеславянской традиции его ассоциировали с лебединой шеей.

Некоторые источники утверждают, что V-образные узоры означают понятие плодородия, «росток-клин». В древней символике встречается также такое понятие как «крин» (лилия), т.е. цветок, состоящий из трех лепестков, направленных вниз и вверх. Существуют изображения ростков в виде трилистника или пятилистника, напоминающие папоротник. Подросший цветок отсылает нас к мифологическому Древу Жизни. Этот символ, свойственный почти всем народам, говорит о единстве трех царств – небесного, земного и потустороннего.

Существует еще одна интерпретация этого образа, которая находит свое отображение в виде трех линий, расположенных в узоре горизонтально. Это также может говорить и о трех положениях светила на небосклоне на протяжении светового дня.

Знак Берегини на окнах

Немаловажным элементом, встречающимся в резьбе наличников, является образ Берегини — богини Макоши в виде широкобедрой женщины с разведенными ногами.

Божество плодовитости помещали, разумеется, в верхней части наличников. Часто оно соседствовало с символом «ростка-клина», который древние резчики помещали внутри Макоши. Таким образом наши предки призывали зарождение и сохранение новой жизни. Встречаются как одиночные фигурки божества, так и парные, размещенные по углам верхней части наличника.

В наличниках конца ХІХ века расплывчатую фигурку Макоши уже довольно сложно различить среди кружевных сплетений деревянной резьбы. Подобная судьба постигла и другие обережные древние узоры, которые стали скорее напоминать замысловатые элементы декора. Но, тем не менее, разглядеть их можно, ведь древние резчики по дереву из поколения в поколение повторяли филигранную технику своих предков.

Тем самым, традиция «защищать» свои жилища при помощи языческих символов бережно сохранилась и до наших дней, помогая нам, сегодняшним, узнать и понять наших предков. А если вы захотите построить на своем дачном участке домик в русском стиле, обязательно позаботьтесь о том, чтобы украсить и защитить его и домочадцев при помощи резного кружева – деревянных наличников.

Елена Степанская, © zakustom.ru

Славянская изба с узорами на наличниках

Вам может также понравиться...

комментария 3

  1. Игорь:

    До чего же все раньше продумано было, все смысл имело, причем немалый. А сейчас попробуй закажи в магазине, или даже в солидной фирме, наличники с обережными знаками (а я хочу именно такие) — покрутят у виска.

    • Ольга:

      Я знаю такую компанию, которая как раз занимается созданием изделиями из старинного дерева с обережными орнаментами — это компания «РюМарт» из Великого Устюга.

  2. Ольга:

    В статье написано: «Божество плодовитости помещали, разумеется, в верхней части наличников. Часто оно соседствовало с символом «ростка-клина», который древние резчики помещали внутри Макоши.»
    Я видела это изображение на передней стенке кровати из старинного дерева.

Добавить комментарий для Ольга Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *