Травы на Ивана Купала — магические растения

Есть праздник на Руси, когда в одну ночь пробуждаются все животворящие силы на Земле. Как вы уже догадались, ночь эта приходится на день летнего солнцестояния, солнцеворот по-старому. Уже не одно тысячелетие со времен язычества мы отмечаем праздник Купайлы или Ивана Купалы.

Но до наших времен дошли только зрелищные традиции этого праздника – живописные веночки на головах девушек, хороводы вокруг нарядной Марены, купальские костры, поиски цветка папоротника и обливания водой. За всем этим действом стоял глубокий смысл, о котором многие из нас даже и не догадываются.

О том, как проводили Купалье наши предки, читайте тут. Ритуалы, связанные с купальскими гаданиями, описаны тут. А этой статье мы хотим вам рассказать о тех растениях, в том числе и колдовских, которые начинали в эти дни собирать знахари-травники и ведьмы. Впрочем, в славянских древних поселениях грань между знахаркой и ведуньей была настолько размыта, что и незаметна.

Все, наверное, слышали легенду о купальском огненном цветке, но кроме легенд о папоротнике, существуют поверья и о других магических растениях, которые добыть можно было только в этот день.

Травы на Ивана Купала - сбор магических растений

Поверье об Арарат-траве

Согласно древним вятским сказаниям, волшебными считались те растения, которые цвели, давая три бутона, только одну, иванову ночь. Речь идет об арарат-траве, которая, по мнению вятичей, росла в месте соединения русл двух рек – Москвы и Оки.

Большую силу дает этот цветок, но получить его может только крепкий духом и смелый человек, потому что растения эти в купальскую ночь нечистый стережет. А заполучив такой цветок, человек брал власть над нечистой силой, и над другими волшебными растениями.

На арарат-траве появлялись бутоны голубого и желтого цвета, искали ее либо в полночь, либо днем, между заутреней и обедней на Купалу. Добыть ее можно было только одним способом, проделав ножом против солнца вокруг растения борозду и потянув за стебелек. Если арарат-трава выходила из земли вместе с комом земли, очерченным ножом, можно приступать к поиску других магических трав, если нет – не далась вам трава, утратила свою колдовскую силу.

Поверье о разрыв-траве

Разрыв трава по вологодским поверьям называлась «ломоцвет», а по вятским – «спрык». Подобно арарат-траве, разрыв-трава имеет магические свойства, которые цветок дает в иванову полночь. Пока разрыв-трава цветет огненным цветом, можно было Господню и Богородичную молитву прочитать, а потом все, увядал бутон.

Разрыв-трава разрушает все преграды, открывает все замки, все затворы, а человека может сделать невидимкой.

Магические растения - разрыв-трава

Разрыв-траву следовало искать в купальскую полночь в глухих местах, на отдаленных пустырях. Найти ее можно было только, если косить траву до того момента, пока не сломается коса. После брали в охапку весь покос с того места, где сломалось лезвие косы, и бросали травы в реку. Обыкновенные растения при этом тонули, либо плыли по течению, а магическая разрыв-трава начинала плыть против течения.

Чаще всего за разрыв-травой охотились воры, а заполучив ее, делали в одном из пальцев руки надрез и прятали там траву. После этого для воровского дела не нужны были отмычки и ломы, достаточно было коснуться замка этим пальцем, и он сам собою отпирался. А если вор прикасался к другому человеку, то тот сразу падал замертво. Своих магических свойств разрыв-трава не теряла со временем, ну разве что ее выбрасывали в отхожее место.

Способность становиться невидимым для такого сорта людей была как нельзя кстати. Впрочем, есть легенды о специфичных перелет-траве (она же одолень-трава), которая так-же обладала свойством делать все живое невидимым.

Поверье о плакун-траве

Эта трава, хоть и наделена народом магическими свойствами, но является вполне реальным растением, обладающим вполне осязаемыми целебными свойствами. У нее несколько названий:

  • дербенник,
  • богородицкая трава,
  • плакун корень,
  • василек полевой,
  • божья трава.

Время цветения дербенника приурочено в самый раз к ивановым праздникам, цветки имеют окрас в виде кровавых слезок, а корни растения впитывают столько влаги, что ее избыток выходит через устьица-гидатоды и повисает капельками на кончиках лепестков.

Плакун-трава или дербенник

Известна плакун-трава своими кровеостанавливающими и успокоительными свойствами. К заготовке дербенника приступать следовало поутру на заре на Иванов день.

Магическими свойствами, по убеждениям предков, обладал корень этого растения. Поэтому для того, чтобы заполучить корень, нужно было снять с себя все металлические предметы. При выкапывании следовало приговаривать:

«Плакун! Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слёзы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь же моё слово при тебе крепко и твердо. Век веком!».

Из колдовских качеств плакун-траве присваивалась:

  • Способность делать человека невидимым.
  • Уберегать владельца от бесов, особенно когда тот находился в лесу или на болотах.
  • Ведьмы брали плакун-траву для ритуалов, способствующих обогащению, и для достижения власти над духами.

Поверье об одолень-траве (перелет-траве)

Еще одно реальное растение, наделенное в купальскую ночь колдовскими качествами, еще один оберег от всех бед и напастей. Речь идет о белой кувшинке. Сорвать ее следовало вместе с корнем, окунувшись голышом в омут. Корень кувшинки выкапывали из ила, резать его было нельзя. В это время требовалось приговаривать:

«Одолень-трава! Одолей ты злых людей, лихо бы на меня не думали, скверного обо мне не мыслили. Отгони ты чародея и ябедника! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пни и колоды! Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, пронесу по всему пути и по всей дороженьке».

Одолень-трава или белая кувшинка

Считалось, что колдовские свойства одолень-трава имеет только в том случае, если добыли ее в аграфенову ночь на молодом или растущем месяце. Цветки кувшинки высушивали и использовали в качестве оберега, нося на шее в полотняном мешочке, корнем одолень-травы унимали зубную боль, использовали в приворотных зельях.

Купальская «трава с чертями»

У русских переселенцев в Сибири была традиция заготавливать копны ивановских покосов и хранить их до самых святок, полагая, что в «страшные вечера» такие копны становятся пристанищем для чертей. Кроме того, требовалось запастись огарком лучины, которую первой запалили с наступлением осени.

В одну из святочных ночей этим огарком следовало нарисовать круг возле копны и прочитать молитву. Черти после этой процедуры начнут кричать, просить отпустить их и исполнят любое желание, только бы их оставили в покое. Чем не способ стать счастливым, богатым и здоровым?

Основные правила сбора колдовских и целебных трав

Считалось, что Купайла наделяет все растения не просто целебными свойствами, но и магическими, поэтому к сбору некоторых трав приступали на Аграфену Купальницу (6 июля по новому стилю), а некоторых – на Ивана Купала. Самым подходящим временем для сбора чудодейственных растений считалась купальская полночь. Она же была и наиболее опасным периодом.

Читайте также:

Сбором колдовских трав занимались только владеющие эзотерическими практиками люди – ворожеи, знахари и колдуны. К заготовке лекарственных трав допускались пожилые женщины или вдовы. По представлениям того времени такие женщины были «чистыми», поскольку ни с кем не вступали в сексуальные отношения и не рожали.

Травы на Ивана Купала - волшебные и магические растения

Для того чтобы сохранить все волшебные свойства, которые давала растениям иванова ночь, строго соблюдались определенные правила.

  • В течение нескольких дней перед сбором трав следовало постовать, а в купальскую ночь во время сбора трав снимать с себя нательный крест. На это время требовалась не защита Бога, а покровительство матушки Земли, древнего символа животворящей женственности.
  • Перед тем, как отправиться на заготовку трав, следовало защитить свой дом от лихих духов, разложив по подоконникам и порогам заранее подготовленные травы – чернобыльник, чертополох, чеснок, крапиву, плакун-траву.
  • Выходить из дома нужно было тайком, иногда из окна или спиной вперед из двери. При выходе попросили высшие силы о помощи: «Матушка Аграфена, трава по колено, по пояс, по грудь — ни сломить, ни согнуть дозволь мне направиться в путь. Предвечная Земля-Мати, благослови меня твои травы рвати!»
  • Чаще всего травы собирали в обнаженном виде, сбросив с себя всю одежду.
  • Некоторые растения заготавливали, обрывая их руками, другие можно было срезать только специальным серпом с зазубринами на лезвии.
  • Обязательно читались заговоры: «Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву».
  • Довольно часто заготовленные растения пропитывали дополнительно купальской росой, считалось, что роса придаст им еще больше магических качеств.
  • Лекарственные растения следовало освятить в церкви.

Магические травы - чернобыльник или полынь

Часть собранных травниками растений сразу раздавалась соседям. Часть трав знахари высушивали и хранили в рубежных местах: под печью, в дымоходе, под порогом. Они испокон веков в славянской избе означали границу между внешним и внутренним, семейным миром. В засушенном виде из купальских трав делали обереги, лекарственные снадобья, варили зелье от нечистого, использовали в любовных приворотах.

  • Знахари использовали белицу в качестве успокоительного средства,
  • пастушью сумку заваривали при кровотечениях,
  • чернобыльник применяли как общеукрепляющее средство.
  • Из купальского чернобыльника изготавливали обереги для домашнего хозяйства.
  • Пучки подорожника служили зашитой от змей.
  • Из трав мария-магдалина и дивий-сил готовили настойки, и пили в угнетенных и депрессивных состояниях.
  • Богородицкая трава помогала во время отела коров.

Заготовкой ивановских трав, разумеется, занимались не только травники и ворожеи. Любая крестьянка знала многие целебные растения, способы их заготовки и применения. Но обычные женщины не собирали травы по ночам, занимались этим либо на рассвете, либо в дневное время. Старались заготавливать целебные растения, сохранив на них капли купальской росы. Крестьянки верили, что ночная влага в этот день усиливает лечебные свойства трав. Для этого случая у них был свой заговор:

«Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати».

Травы на Ивана Купала - сбор магических растений

Существовали еще правила, которые следовало соблюдать для того, чтобы растение не утратило волшебные свойства. Счастливый обладатель самого лучшего оберега от нечистой силы, корня травы-плакуна, должен был принести ее в церковь, остановиться у алтаря, повернувшись на восток, и произнести: «Плакун, плакун! Плакал ты долго…». Только после этого корень мог защитить своего владельца от всякой нечисти. Из корня плакун-травы обыкновенно делали крест, который либо вставляли в бисерный гайтан, либо носили на поясе.

А вот траву чернобыльника нужно было заплести в тонкие плети и намочить в ивановской росе с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья».

Существовал обычай накануне Купайла обходить, молясь, избу трижды и разбрасывать траву крапивы крест-накрест. Делалось это для того, чтобы отпугнуть ведьм.

В любовных зельях обязательным компонентом являлась трава «терлич«. Девушки использовали ее и в «чистом виде», положив себе за пазуху и сказав: «Терлич, парней позови!«.

Купальские травы

Купальские травы использовали для украшения поселений на протяжении всех зеленых святок. Сбор трав, веток и цветов обычно доверяли незамужним девушкам, иногда к ним присоединялись молодки, женщины, которые пребывали в браке не дольше, чем полгода. Девушки группировались по 6 человек, брались за руки, ходили по полю, собирали травы и пели песни. В некоторых поселениях в сборе трав могли участвовать и парни.

Наиболее популярными купальскими травами в любой местности были желтоголов (нар. Купаленка) и Иван-да-Марья. Их приносили в селения целыми охапками и украшали храмы, дворы, окна, иконы, устилали ими пол, плели веночки. Эти травы шли даже на веники.

Травы на Ивана Купала - Иван-да-Марья

В тверских поселениях растение, называемое богаткой, затыкали за матицу, несущую потолочную балку. Богатка должна была привлечь в дом благополучие и счастье.

Жители Вологодской губернии защищались от ураганов и молний при помощи «букета» из 46 растений, который подсовывали под бревно, соединявшее скаты крыши, именуемое «князевым».

В любом случае, ивановские растения использовались в качестве оберега крестьянских жилищ и людей, в них живших. Травы, букеты, гирлянды, венки и веники, которые участвовали в праздничных ритуалах, никогда не выбрасывались, бережно высушивались и использовались для приготовления целебных или магических средств.

Например, наши предки знали, если бросить травинку из купальского веника в печь, то молния во время грозы пройдет стороной. А если окурить жилище дымом купальских трав, то нечистой силе дорога в этот дом будет закрыта.

Веники изготавливали наши предки с двумя целями. В первую очередь они служили праздничным украшением коров, которые дали телят, во вторую очередь они служили защитой коровам и их потомству от злых сил.

Березовые веники

Разумеется, в это время заготавливали материал и для банных веников. Березовые ветки для таких веников не рубили и не срезали, а ломали на Аграфену Купальницу. Как правило, к березе подмешивали:

  • цветы ивановские,
  • ветви ольхи,
  • липы,
  • ивы,
  • черемухи,
  • рябины,
  • калины,
  • смородины,
  • папоротника.

Если подумать, это просто кладезь полезных для тела человеческого компонентов, а не простой банный веник! Поэтому неудивительно, что эти веники использовали в русских банях исключительно «для здоровья». Недаром наши пращуры верили, что натирая распаренное тело таким веником, здоровьем запасались на весь год. Недаром девки, напарившись, обмывались настоями ивановских трав. Кожа становилась мягкой, нежной, здоровой, а тело – упругим. Какой парень устоит перед такой красавицей?

Была еще одна технология запастись здоровьем. В купальских росах промокали тонкую простыню и обматывали ею хворого человека.

Как видим, чем бы ни занимались наши предки во время зеленых святок, все их действия так, или иначе, были направлены на прибавление здоровья, благосостояния и, в конечном итоге, на сохранение рода человеческого. Чего и вам желаем!

Елена Степанская
© zakustom.ru

 

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Галина:

    Как жаль, что в этом году в день сбора купальских трав — ливень. И вот сидишь и думаешь — что лучше. Все равно за травами пойти, хоть и сохранить будет сложнее, т.к. все промокло, или в другое время насобирать? Из прошлогодних купальских заготовок весь год чай пили.

  2. Михаил:

    Дождь или нет его — все равно. Травы насобирал, на печку раскидал, что не влезло — сразу сверху развесил пучками, и все тут же просохло. Всего 1 день в году такой, когда лекарственные травы дают максимальный эффект.
    Я бы вообще запретил всем в этот день работать — всех в леса-луга на сбор целебного сырья. По типу как раньше всех студентов на картошку посылали.

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *