Славянское обереги в вышивке

Мы привыкли видеть в наших вещах лишь функциональное предназначение. А вот наши предки видели в окружающем мире не только материальное, но и духовное наполнение. Благодаря им в нашем прагматичном мире потребителей до сих пор сохранились вещи, которые не купить ни за какие деньги.

Нет, речь идет не о чувственной стороне дела. Хотя, без них здесь тоже не обойтись. Речь идет об оберегах, воплощенных в обережной вышивке одежды, рушников, постельного белья и проч.

Манера наносить узоры на одежду появилась еще с тех пор, когда наши предки бегали в звериных шкурах за мамонтами и жили в пещерах. Древние орнаменты на одежде были не ради красоты, а ради защиты. Нанося языческие символы, древние люди просили у богов удачи, сохранения жизни и продолжения рода.

С тех пор прошло не одно тысячелетие, но древняя орнаменталистика, хоть и немного трансформировалась, но просьбы к Высшим Силам остались прежние и Силы своих «ликов» не изменили. Только вот сегодняшние потомки древних славян, доставая из бабушкиного сундука старинную сорочку и примеряя ее на себя, не дают себе труда узнать, что зашифровано в завораживающих орнаментах, какую мощную охранную энергетику они в себе несут.

Славянское обереги в вышивке

Нанесение оберегов на ткань

Издревле считалось, что вышивку, содержащую защитные знаки, не стоит заказывать мастерице. Ее должен был вышить только кто-то из кровной родни (мать, сестра, отец, брат, дочь, бабушка), либо кто-то из супругов, но только в том случае, если союз гармоничен и основан на взаимных, теплых чувствах. Причем делать это следует по доброй воле и с чистыми мыслями. Только в этом случае символы, вышитые на ткани приобретут магические свойства оберега.

Еще говорят, что во время вышивания нужно все время держать образ того, для кого предназначена вышивка, с его достоинствами, стремлениями, энергетикой и характером. Так вы сделаете привязку предмета одежды к будущему хозяину.

Существует еще одно требование в защитной вышивке. Чтобы обеспечить неразрывное течение положительной энергетики, передаваемой при помощи определенных символов в орнаменте, нельзя обрывать нити и делать узлы.

Колористика в обережной вышивке

Несмотря на то, что вышивка у нас славянская, однако понятие энергий в ней сходное с понятиями, приятными у йогов. По крайней мере, это касается 7 энергетических областей человека, так называемых чакр.

  • Красный цвет вышивки отвечает за нижнюю чакру, которая обеспечивает функционирование опорно-двигательного аппарата, прямой кишки и мочеполовой системы. Считается, что эта чакра находится в районе копчика.
  • Оранжевый цвет дает положительную энергию чакре полового влечения и почек, которая находится чуть ниже пупка.
  • Желтый цвет обогащает чакру центра энергии жизни и органов брюшной полости, она расположена в районе солнечного сплетения.
  • Зеленый цвет отвечает за сердечную чакру, которая контролирует также эмоциональное состояние человека, работу позвоночника, легких, рук и, разумеется, сердца.
  • Голубой цвет относят к горловой чакре, которая несет ответственность за органы слуха, дыхания, кожу, горло, способности к творчеству.
  • Синий цвет предназначен для зоны «третьего глаза», несущей ответственность за мыслительную деятельность человека.
  • Фиолетовый цвет связывает нас с Высшими Силами, эта чакра расположена в районе темечка.

Существует еще другая символика цветов в традиционной славянской вышивке, в ней:

  • белый цвет ассоциируется с белым светом, чистотой и святостью, иногда с трауром,
  • красный и его оттенки соотносится, разумеется, с цветом животворящей крови и огня, самый сильный и наиболее часто встречающийся цвет в нашей вышивке,
  • зеленый цвет также имеет отношение к жизни, потому что ассоциируется с растительностью,
  • черный цвет – это цвет почвы, матушки Земли, а также знак смерти и траура,
  • золотой цвет вызывает прямую ассоциацию с цветом солнечного диска,
  • синий символизирует энергетику неба и воды,
  • фиолетовый практически не встречается в славянской вышивке.

Защитные орнаменты одежды для деток выполнялась только в красном цвете, когда ребенок взрослел, в вышивку на его одежде добавляли другие цвета, считая, что отрок уже набрал достаточное количество собственной силы.

Одевая на себя одежду с защитными орнаментами определенного цвета, мы усиливаем те или иные чакры, закрываем с ее помощью энергетические прорехи в своем физическом и духовном здоровье. Но не все так просто, много зависит от символов, входящих в состав узора вышивки. Давайте попробуем в них разобраться.

Славянское обереги в вышивке

Геометрические мотивы в обережной вышивке

Колокрес (крест, заключенный в круг) – призван служить преградой от злых сил и негативных воздействий, отражению зла, преградой, защитой.

Круг – женское животворящее начало, плодородие, материнство, изобилие.

Квадрат или ромб – мужской знак, символизирующий власть, силу, мужественность. Это символ вспаханной (пустой квадрат) или засеянной (оплодотворенной) пашни (с точками внутри), несущей плодородие. Этот знак в узорах вышивки может выступать в виде переплетенных темных и светлых квадратиков, усиленных поперечной и продольной штриховкой.

Спираль – знак неразрывности, вечности, мудрости. Вышивался для защиты от негативных физических воздействий.

  • Синяя или фиолетовая спираль открывала тайны и сокровенные знания, придавала мудрость.
  • Красная, белая или черная спираль служила мощным оберегом от потусторонних сил.

Существуют трактовки спирали как образа мудрой змеи.

Волнистая линия – водный символ со всеми «вытекающими» последствиями, тут вам начало и конец жизненного пути, тут вам способность человека преодолевать любые препятствия, способность подстраиваться под сложившиеся обстоятельства. Часто волнистые линии можно встретить на вещах, которые вышивали для покойников, ритуальных рушниках, облегчающих переход умершего по реке жизни в царство мертвых.

Треугольник – символизирует фигурку человека, его взаимоотношения с сородичами, говорит о его обеспеченности, браке, защите, потомстве.

Равнолучевые звезды – солярные знаки. С точки зрения наших предков это одни из самых сильных обережных символов, несущие волю, верность, силу, честь, разум, чистоту помыслов и покровительство богов Прави. Звезды с искривленными лучами избавляли от опасностей и болезней, приносили удачу и помогали получить знания. Часто солярные символы вышивали шерстью.

Полумесяц (луна) – знак одержанной победы и власти, защита от ворожбы, этот знак для обеспечения защитных свойств и получения скрытых знаний часто вышивался шерстью.

Решетка (Крада) – огненный знак жертвоприношений или погребального костра.

Обережная славянская вышивка

Растительные мотивы

Растительные орнаменты в вышивках были призваны обеспечить достаток в доме, изобилие на столе и богатые урожаи в поле.

Колос – прямая аналогия с плодородием, оберег от колдунов и ворожей. Часто встречается в вышивках детской одежды, постельного белья и рушников, поскольку считается сильным домашним оберегом.

Дерево – как правило, этот символ изображали в виде елочки, призванной обеспечить долголетие. В зависимости от того, куда смотрят на ней ветви, этот символ нес либо обеспечение долгой жизни, крепкое здоровье, исцеление и вечность (ветви вниз), либо целеустремленность, агрессию, собранность и силу в преодолении препятствий (ветви вверх).

Древо Жизни – знак, несущий счастье и защиту от негативных воздействий колдовства.

Калина – мужской оберег долгосрочных отношений и любви в браке. Калину можно встретить в мережках мужских рубашек и свадебных рушников.

Рябина – аналог калины.

Виноградная лоза – светлый символ долгой счастливой жизни.

Цветок – символ очарования, мудрости, искренности, созерцания. Красный цветок подразумевал любовь, эротичность, страсть. Цветочный венок — знак любви, чистоты и невинности девушки. Наиболее распространен этот знак в свадебных рушниках.

Роза — еще один любовный знак, несущий совершенную, изящную красоту и радость. Это один из самых древних элементов защитного орнамента.

Лилия – часто встречающийся на детских полотенцах оберег непорочной чистоты.

Зооморфные мотивы в славянской вышивке

Птица в традиционных узорах славянской вышивки является посредником между землей и небом, посланником светила, призванным охранять здоровье женщины и ее потомства. Поэтому птицы являются неизменным атрибутом обрядовых полотенец, в особенности свадебных.

Голубь – христианский символ непорочной чистоты и святости, посланник божий.

Ласточка – тоже светлый чистый образ, предвестник весны, пробуждения, добра, домашнего уюта и счастья.

Соловей и кукушка в традиционной вышивке встречаются сидящими на ветке калины, чаще всего они ассоциируются с мифологическими братом и сестрой либо с женихом и невестой.

Петух – священный мужской знак. Петух издревле почитался как священная птица Солнца. В качестве символа мужского начала он частый элемент в охранных узорах на свадебных рушниках, но только в том случае, если он вышит красными или светлыми нитями. Черный петух вышивался на других обрядовых полотенцах как знак смерти и потустороннего мира, символизирующий воскрешение из мертвых и вечный круговорот в природе.

Утка и курица – защитные символы, встречающиеся на домашних полотенцах и скатертях, служащие защитой от раздоров, ревности, обеспечивающие плодовитость в семье. Парные изображения птиц можно встретить на свадебных нарядах — они означали жениха и невесту, переплетенные в орнаменте с квадратами и колосками несли пожелания долгого, счастливого брака, благополучия и многочисленного потомства.

Лебедь – символ преданности и любви, элемент обрядовой свадебной вышивки.

Павлин – благодаря десятку «глаз» на хвостовом оперении, эта птица издревле символизирует мудрость, еще она выступает знаком бессмертия, изобилия и плодородия. А вот самочка павлина, пава, означает пожелание семейного благополучия.

Ворон – вечный перунов спутник, помогающий приобрести мудрость и знания. В защитной вышивке этот знак помогает избежать физического, негативного воздействия, ведь «умный в гору не пойдет…».

Бабочка почти у всех народов ассоциируется с душой человека. Еще древние греки изображали олицетворение души, Психею, в образе бабочки или прелестной девушки с крыльями этого насекомого за спиной.

Конь – оберег для путников, защита от зависти и злословия. Поэтому часто встречается в орнаментах вышивки бытовых полотенец.

Бык – древний символ достатка, используемый для привлечения денег и успешного торгового промысла.

Важенка (олениха, лосиха) – символизирует богинь плодородия Рожаниц.

Сокол – огненный знак Солнца. Часто летящий сокол изображается в виде трезуба.

Обережные символы на рушниках

Мифология древней вышивки

Вышивкой, как правило, занимались женщины. Поэтому чаще всего в ней используются женские обережные символы, направленные, в первую очередь, на обеспечение плодородия и на продолжение рода. Поэтому одной из центральных фигур в традиционной славянской вышивке являются символы Богини Матери Земли – Макоши (Берегини). В подобной орнаменталистике Макошь может быть представлена разными символами, например:

  • солярным знаком Макоши,
  • в виде фигурки широкобедрой женщины,
  • в виде фигурки женщины, обрамленной звездами,
  • в виде схематичного изображения Древа Жизни в компании с огненными, солярными и лунными символами, знаками ветра, которые подчеркивали важность и равнозначность Макоши.

Единственный вариант обережной вышивки, который можно было сделать для себя самостоятельно, это был орнамент, содержащий Макошь. Оберег с изображением Матушки Земли хозяйка носила все время при себе, потому что он оберегал ее от несчастий, помогал рожать здоровых ребятишек, вести домашнее хозяйство. Богиня, изображенная на рушниках, хранила мужчину, ушедшего на войну, помогала ему вернуться домой живым и здоровым.

Макошь на вышивках всегда предстает с поднятыми вверх руками, но встречаются вышитые женские фигурки с опущенными руками. Это знак Лады, богини Любви. По левую и правую сторону от богини вышивались фигурки оленей, которые символизировали Лосиные созвездия, именно так раньше именовали созвездия Большой и Малой Медведицы.

Ангелы – более поздний символ, несущий в себе защитные функции, принятые в христианской религии.

Более подробное описание славянских символов. Обережную роспись по предметам быта вы можете увидеть в этой статье. В другой статье вы можете почитать о символике традиционной резьбы по русским наличникам.

Как правильно сделать защитную вышивку

Женский (девичий) оберег

В узор женской защитной вышивки лучше всего включить символы Макоши, Луны и Мирового Дерева. Цвета нитей – в первую очередь красный (в особенности для девочки), синий, зеленый и даже черный как символ земли, дарящий плодородие.

Незамужней девушке с целью заключения брака вышивают пустые ромбы — символы вспаханного незасеянного поля с изображениями переплетенных линий.

Защитная вышивка, позволяющая сохранить женщине крепкую семью, состоит из сплетения мужских крестов и женских кругов.

Вышитый оберег для мальчика и мужчины

Для мальчиков в узорах вышивки обязательно присутствовали солярные знаки, изображения коней, громовые знаки и Древо Жизни. Такую вышивку было принято исполнять в синем, зеленом или голубом цвете.

Мужская обережная вышивка, как правило, орнаментировалась солярными знаками Духобора, Духовной силы, Цветка Папоротника, Солони, Сварожича и Сварога. Эти узоры было принято выполнять в синем (защита от гибели) и зеленом (защита от ран) цвете.

Как выбрать место для обережной вышивки

Наши предки от злых духов защищали определенные, особо уязвимые, по их мнению места:

  • разрез горловины,
  • плечи,
  • ворот,
  • манжеты,
  • подол одеяния,
  • пояс.

Такие вышивки делались в виде неразрывного круга, тем самым, создавая защитное кольцо. Оно создавало защитное поле, замкнутую на владельце охранную энергетику.

Для вышивания подбирали светлое уютное место, часто это делали коллективно, в компании подружек с песнями и специальными, ритмичными приговорами, позволяющими войти вышивальщице в своеобразное медитативное состояние.

Знают ли об этом современные мастерицы – вышивальщицы? Думаю, что далеко не все. Мы почти утратили традиции славянских оберегов и никак не защищаемся от негативной энергетики. Может быть, поэтому мы так часто жалуемся на усталость, недомогания, необоснованную раздражительность и бессонницу? Начинаем ходить к докторам, но кто бы им самим помог? Как говорится, это не их профиль и они «болеют» теми-же проблемами.

Может, стоит вспомнить, понять, принять и использовать в повседневной жизни то знание, которое не одну тысячу лет бережно передавалось из поколения в поколение нашими предками? То, что дошло до наших времен в виде красивых, но не очень понятных орнаментов на старинных рушниках, скатертях и рубашках?

Возможно, тогда меньше придется бегать по больницам, меньше будет разбитых семей и судеб, чаще в наших домах будет звучать счастливый звонкий детский смех? Для этого не так уж много и нужно: канва, натуральные разноцветные нитки, иголка, положительный настрой, капельку времени и терпения.

Елена Степанская, © zakustom.ru

Славянское обереги в вышивке

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Максим Галкин:

    Спасибо автору за интересную и очень познавательную статью! Жаль только, что в водовороте современной жизни и слепого подражания западу, подобная одежда не является у нас популярной, в отличие, скажем, от Украины…. Все-таки в некоторых моментах наверное стоит относиться к собственной истории и культуре с большим трепетом и любовью, чем к навязанной нам чуждой и чужой культуре прозападной гнилой цивилизации…

Добавить комментарий для Максим Галкин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *