«

»

Апр 29

Праздник Ивана Купала

«В роще зелененькой соловей щебечет, соловей щебечет;
Там девушка мыла веночек пустила из барвиночка, с барвиночка.
Плыви, плыви, веночек, хороший из барвиночка, за миленьким, за миленьким …»

История праздника Ивана Купала уходит в те времена, когда древние жители Европы и Руси поклонялись языческим идолам и богам.

У нас его именуют:

  • Иванов день,
  • Рождество Иоанна Крестителя,
  • солнцеворот,
  • Купалье,
  • Иванова ночь,
  • Лада,
  • Лель.

Латыши называют его Лиго, немцы – Лаго, индоарийцы – Лила. Почти у всех европейских народов день Ивана Купала издревле приходится на время летнего солнцестояния и ассоциируется с репродуктивными силами Земли и всего живого, включая, разумеется, род человеческий.

Праздник Ивана Купала

В древнеславянской мифологии был такой бог Купала (бог Солнца), который был женат на красавице Заряде. В честь этой пары и устраивали наши предки гуляния – воспевая зрелое плодородное лето и зеленый покос. Лингвисты усматривают в слове «Купала» корень «купа» (вкупе, вместе), который означает единение.

По другой версии все началось с того, что Купалу в детстве разлучили с родной сестрой. На этот счет существует древняя легенда.

Легенда «О брате Купале и его сестре Костроме»

У огнебога Семаргла и богини ночи Купальницы были дети близнецы — сын Купала и дочь Кострома. Семаргл был властелином огня и Месяца, хранителем посевов и домашнего очага. Он дарил людям жизнь и мог принимать облик крылатого пса.

А жена его, Купальница, была одной из самых мудрых и добрых богинь в славянской мифологии. Это у нее месяц под косой, это у нее во лбу звезда горит. Это она покровительствует всем земным водоемам, а лесные Мавки у нее помощницы. Но с возлюбленным мужем-Огнем своим Купальница-вода может соединиться только раз в году.

Так вот, жили эти близнецы со своей матерью на берегу полноводной реки Ра. Говорят, что русло этой древней реки почти полностью совпадает с руслом Волги. Много бы лет они так провели вместе в счастье и здравии, если бы однажды Сирин, птица смерти, не прилетела на берег Ра и не стала там петь свои волшебные необыкновенно красивые грустные песни. Все, кому довелось их услышать, теряли разум и покорно следовали за птицей смерти в ее царство Нави.

Несмотря на предупреждения матери, любопытные, как и все детки, Кострома и Купала побежали послушать прекрасноголосую птицу. Сирин и гуси лебеди подхватили Купалу и унесли непослушного мальчика в Тмутаракань. А Костроме удалось спастись, и она вернулась жива-здорова к матери Купальнице.

Легенда О брате Купале и его сестре Костроме

Через годы Кострома превратилась в необычайно красивую девушку. Гуляла как-то сестренка-богиня берегом Ра, нарвала луговых, пахучих трав и заплела их в венок. Надев его на голову, девушка повстречала Ветер. И стала она с ним спорить, говоря ему, мол, не сорвать Ветру венок с головы, не выйдет никогда Кострома замуж. Не понравилась Ветру хвальба молодой самоуверенной красавицы, сорвал он венок и бросил его в реку. А в это время по реке плыла ладья, а в ладье был Купала, он и подобрал венок.

Дело в том, что если юноша в те давние времена подбирал венок, сплетенный девицей, то это означало, что он собирается взять ее в жены. Поднял Купала глаза к берегу, увидел там незнакомую девицу-красавицу, приглянулась она ему. Купала тоже понравился девушке. Влюбились они друг в друга с первой секунды.

Со свадьбой тянуть не стали, позвали гостей-богов на щедрое пиршество. Пришли боги, но сказали Купале о том, что взял он в жены собственную сестру только после свадьбы. Такой страшный грех кровосмешения влюбленные могли искупить только смертью. Кострома попыталась утопиться в озере, да не вышло у нее, превратилась она в русалочку, лесную Мавку, а Купала бросился в огонь.

Боги так сурово наказали возлюбленных, что и сами ужаснулись своей жестокости. Решили они загладить вину свою перед сестрой и братом, но вернуть им облик человеческий уже не сумели, а превратили их в прекрасный цветок Иван-да-Марью с желто-огненными и сине-фиолетовыми как озерные воды цветами.

Говорят, что в старину этот цветок носил другое имя Купала-да-Мавка, но потом со временем его переименовали. Но ауру эротики, таинственности и любви этот праздник не утратил до наших дней.

цветок Иван-да-Марья

Иоанн Креститель

С приходом на наши земли Христианства этот веселый и таинственный праздник, сохранив свои древние традиции, приобрел новые черты. Этот день считается датой рождения Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя) – 7 июля по новому стилю и 24 июня по старому стилю. Таким образом, Купалье, приходившееся на солнцеворот, было со временем смещено, поскольку церковный православный календарь отстает от обыкновенного на 14 дней.

Иоанн был рожден за полгода до Иисуса Христа в семье священника Захария и Елизаветы. О том, что у них будет необыкновенный сын, родителям еще до зачатия сообщил Ангел.

Иоанн провел свою жизнь в лучших традициях аскетизма, своим истовым служением Богу и чистой верой этот человек заслужил большое уважение среди жителей Иудеи, его паствы. Иоанн крестил покаявшихся в реке Иордан, крестил он и самого мессию – Иисуса Христа.

Проповеди Предтечи дошли до царя Ирода, который подарил его голову на серебряном блюде своей дочери Саломее в качестве награды за прекрасно исполненный танец. Вот так мученически закончилась жизнь одного из самых известных христианских проповедников.

Иоанн Креститель

Древние традиции и обычаи празднования Купалы

Христианская Церковь предпринимала неоднократные попытки искоренить народные обычаи Купайлы, но, судя по всему, так и не смогла. Наши предки-язычники не отличались особой праведностью, особенно в этот день. Традиции празднования дня Купалы всегда включали в себя целый комплекс обрядов и мероприятий, каждое из которых было наполнено достаточно глубоким смыслом. Некоторые из них сохранились до сей поры, некоторые обряды почти утрачены.

Праздник Ивана Купала - плетение венков

Плетение купальских венков

Девушкам в этот день и ночь предписывалось носить цветочные венки, которые символизировали честь, красоту и счастливую судьбу обладательницы. Во время плетения веночков из медвежьего ушка, лопуха, Иван-да-Марьи и богородицыной травы матери приговаривали: «Плети, дочка, венок тугой да красивый, чтобы люди сразу оценили тебя, какая ты дочь, каких родителей».

Праздник Ивана Купала

Марена

На месте празднования, обыкновенно у водоема, устанавливалось срубленное молодое дерево, нарекалось Мареной, ее верхушка украшалась разноцветными лентами, фруктами, свечами и цветочными гирляндами. Венок следовало плести под Мареной.

После того, как венки одевались на головы, девушки принимались водить вокруг Марены хоровод и петь купальские песни, чтобы отпугнуть лешего. В качестве Марены обычно использовали черноклен, вербу, ель или березу, иногда для этого брали пихту или сосну.

Во время хороводов молодые мужчины пытались разными способами украсть Марену либо ее украшения. Однако девушки не позволяли им это делать. В конце ритуала и парни, и девушки либо сразу топили деревце, либо сначала сжигали в купальском огне, а потом огарок сбрасывали в речку и как можно быстрее убегали, чтобы спастись от ведьм. В некоторых местностях в качестве Марены использовали живое прибрежное деревце.

Купальский огонь

Мужская половина населения славянских поселений готовила костер. Старики занимались добычей «живого огня», перетирая сухие щепки, именно им доставалась честь поджечь Купальский огонь. А молодежь сносила на кострище не только древесный хворост, но и старую утварь и даже деньги. В костре сгорали со старыми вещами все беды и несчастья, суля достаток и тепло жилищам. Часто в огонь попадали вещи и одежда больного ребенка, ведь болезнь сгорала вместе с вещами.

Праздник Ивана Купала - прыжки через костер

Есть поселения, где купальский костер обустраивали на верхушках самых рослых деревьев, размещая на них снопы, бороны и метлы. После того, как крона дерева сгорала, дерево не рубили. А на следующий год опять утраивали праздник возле него.

Прыжки над костром – обязательный ритуал. Прыгали, как правило, парами, взявшись за руку, стараясь подпрыгнуть над пламенем как можно выше, ведь это сулило богатый урожай и удачный брак. В пару попадали девушка, пустившая в воду свой венок и парень, поймавший этот венок в воде. Это служило залогом будущей свадьбы и благополучия пары.

Девушка в этот день могла сама подобрать себе парня, спросив его: «Спасибо есть?», если девушка нравилась ему, тогда он отвечал: «Да» и целовал ее.

Кстати, девушкам, познавшим плотскую любовь до замужества, не разрешалось прыгать через костер, дабы не осквернять его чистоту.

Этот обряд означал то, что в костер сжигал весь негатив, накопленный за весь год. Если человек не мог прыгать через костер, то он мог просто посидеть возле огня и попросить его спалить все плохое и гнетущее.

Символ Ивана Купалы – это символ солнца, горящий круг. Его бросали в воду вместе с деревом, к которому он был прикреплен. Таким образом, наши предки соединяли вечно разлученных супругов – богиню Купальницу и огнебога Семаргла.

Праздник Ивана Купала - прыжки через костер

Купальская вода

В этот день девушки отдавали свои венки воде и гадали по тому, как венок будет плыть. После обряда пускания венков все оправлялись искать цветок папоротника и целебные травы.

На рассвете следовало собирать росу, пить ее и умываться ею, считалось, что она продлевает молодость и усиливает женскую привлекательность. Целительным считалось и хождение босыми ногами по такой росе. Купальской росой следовало обрызгать избу и все, что в ней находилось: она уберегала жилище от порчи и всякой нечисти.

Наши предки считали, что в это утро в капельки росы вселяются души покойников, которые ожидали продления жизни, перерождения. На это время снимались все моральные запреты, молодые люди бегали по росе обнаженными, обменивались венками, купались в озерах и речках, заканчивалось все занятиями пылкой любовью.

В казацких селах были купальские криницы, вода из которых именовалась живой. Ее пили, обрызгивая окружающих, ведь она избавляла от хандры и депрессии, несла в себе здоровье, красоту и счастливые дни. Обряд обливания проходил после того, как догорал костер, при этом водой поливали всех, включая домашних животин. Чтобы будущее потомство родилось здоровым, женщине следовало окунуться с головой в купальскую ночь.

Праздник Ивана Купала - живая вода

По нашим обычаям вода заряжается дважды в год, но в отличие от крещенской воды, которая считается целебной для души и тела, купальская вода обладает животворящими качествами. Поэтому крещенскую воду считают мертвой, а купальскую – живой.

Самый сильный заряд вода имеет в ночь Ивана Купала — с 6 на 7 июля с 12 ночи до 4 утра.

В некоторых местностях в эти дни избегали купания в озерах или речках — вил (речных ведьм) и русалок боялись. Накануне Ивана Купала две недели праздновали вилы свои зеленые святки, в это время им даже на землю разрешалось выходить и заманивать на дно речное всех тех, кому «посчастливилось» их повстречать. Русалки весело бегали по земле босоногие, с распущенными великолепными волосами, в белых холщевых рубашках и заманивали в свои хороводы с тихим омутом доверчивых путников.

Праздник Ивана Купала - живая вода

Легенда о папоротнике

«Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся, словно пламя, осветив и другие около себя». Н.В. Гоголь

В славянских традициях трудно найти более волшебную ночь, чем ночь на Купайла и самым ярким подтверждением этого является поверье об огненном цветке папоротника.

Наши предки знали, что среди всех растений не цветет лишь папоротник. В тоже время им было хорошо известно, что растению, для того, чтобы дать жизнь своему «потомству» нужно зацвести. Поэтому они верили в то, что исключительный, чудесный цветок папоротника появляется в ту ночь, когда цветут все растения, и может принести счастье и удачу тому, кто увидит невиданное.

Чаще всего за цветок папоротника принимали фосфоресцирующих в темноте светлячков. А если учесть магическую атмосферу, царившую во время этого праздника, не мудрено, что люди одновременно боялись и хотели найти этот алый цветок.

В народе говорят, что в купальскую ночь активизируются ведьмы, черти и лесная нечисть. Они изо всех сил стараются отпугнуть тех, кто пошел искать цвет папоротника. Но уж если его найдешь, то обретешь дар предвидения, способность находить клады и отворять самые мудреные замки, станешь повелителем над темными силами, сможешь понимать язык растений и животных, менять свой облик или вовсе стать невидимкой.

Легенда о папоротнике

Как получить огненный цветок

Красочное описание того, как добыть огненный цвет папоротника, дано в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Старые люди советовали заприметить подходящее растение еще с вечера, под ним нужно было расстелить ту скатерть, на которой куличи на Пасху святили, взять освященный нож и начертить им круг вокруг куста, скатерти и себя. За этот круг нечистая сила не попадала. Но, чтобы защитить себя еще следовало взять свяченую воду и окропить ею себя и папоротник, не переставая читать молитву.

С приходом темноты придут и черти, которые будут всячески пугать человека, выть дурным голосом, бросаться камнями и ветками. Главное при этом не выйти за пределы круга.

Ровно в полночь папоротник должен дать яркий блестящий цветок – уголек, который сразу падает на подготовленную скатерть. Человек при этом не должен растеряться и быстро спрятать цветок за пазуху.

После этого можно идти домой, но при этом нужно знать, что ни в коем случае нельзя оглядываться, потому что по пятам будет идти черт со своей свитой, звать человека знакомыми голосами, плакать, умолять помочь. Если поддаться крикам и обернуться, тут-же мертвым упадешь. А если проявишь силу духа и пересечешь порог своего дома, считай, что удача никогда не покинет тебя.

Праздник Ивана Купала - живая вода

Обереги для тела, души и жилища

Но не все так просто. Прежде пуститься на поиски огненного цветка следовало провести ряд ритуалов. За день до праздника парились в банях целебными травяными вениками, включавшими листья березы и крапивы, трижды проговаривая: «Забери хворь, березовый куст, чтоб не щемило, чтоб не болело!».

Ночью по окнам следовало разложить крапиву. Нарвав в полночь травы зверобоя, изготавливали из него оберег и подвешивали его у входной двери. В день Ивана Купала занимались сбором колючих растений (крапивы, шиповника и проч.), сжигали их, затем посыпали пеплом под окнами и порогом. Этот пепел не пускал в дома ни злодеев, ни бедность, ни болезни. Говорили, что этот обряд помогал и в личной жизни.

Чтобы уберечься от воров в углу избы прятали цветок Иван-да Марьи. Когда вор приходил во двор, цветы – брат с сестрой начинали разговаривать друг с другом, а злодею казалось, что это хозяева болтают друг с дружкой.

Купальская ночь наделяет растения чудодейственными свойствами, способностью разговаривать с животными, переговариваться между собой, передвигаться в пространстве. Считалось, что масло, собранное на муравьиной куче в купальскую ночь имело целебные свойства.

На купальские праздники гадали, в эти дни можно получить самые верные предсказания. На Купайлу запирали лошадей. Наши предки искренне верили, что хитрые ведьмы так и норовят безвозвратно увести коней на Лысую гору и использовать их в своих черных делах.

Праздник Ивана Купала

Купальские приметы

  • Если за эту ночь перепрыгнуть через 12 заборов и перелезть через 12 огородов, жди исполнения всех желаний.
  • Если пара, перепрыгнув через костер, не разомкнула рук, значит, их ожидает счастливый прочный брак.
  • Если на Иванов день пронести через хлев или стадо голову медведя и затем закопать ее посреди двора, это убережет домашних животных от падежа.
  • Если на Купала собрать веник из березы, дуба и рябины, то парясь таким веником в бане, можно избавиться от всех хворей. Не помешает такой веник и корове во время отела.
  • Ребенок, зачатый в эту ночь, будет здоров и счастлив.
  • В эту ночь не дозволялось спать, потому что во сне можно попасть в руки ведьмам, лешим и прочим чертям.

Если вам интересны традиции этого праздника, можете еще почитать о гадальных купальских обрядах в следующей статье. А если вам интересно узнать о свойствах магических и колдовских трав, которые знахари собирали на Ивана Купала, смотрите с другой статье.

Хотите – верьте гаданиям и приметам, хотите – нет, но нам кажется, что какая-то доля истины в этом есть. Мы всегда знали, что в этот день надо плести венки, прыгать через костер или обливать друг друга водой. Но совсем не задумывались о том, что несут в себе эти древние традиции, не видели в них никакой духовной составляющей. Как оказалось, наши предки были проще, мудрее и чище нас, сегодняшних, если не телом, то душою.

Елена Степанская, © zakustom.ru

Праздник Ивана Купала

Читайте похожие заметки

1 комментарий

  1. Игорь

    Замечательные древние народные традиции, поверья, приметы необходимо сохранять, а некоторые и восстанавливать. Мы уже почти потеряли себя благодаря церкви, коммунистам, «либералам». и стали мы «Иванами не помнящими» -досадно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *